29 июля, в Неделю 9-ю по Пятидесятнице, Православная Церковь совершает память святых отцов шести Вселенских Соборов. Церковь созывала Собор, когда требовалось разрешить какой-либо спорный вопрос или проблему, выработать определенный общий подход или видение. На Вселенские Соборы съезжались епископы и представители всех Поместных Церквей. Постановления, принятые на Соборе записывались в Книгу Канонов (Правил) и впоследствии принимались Церковью в качестве истинного учения. Предшественником Вселенских Соборов стал Апостольский собор, созванный апостолами в 51 году и упоминаемый в Библии (Деян. 15, 1-29). Смысл особого почитания святых отцов Вселенских Соборов заключается в том, что только Соборы обладали даром выносить непогрешимые и "для всех полезные" определения в области христианской веры и церковного благочестия в кризисные моменты церковной истории. А литургическое празднование святым отцам шести Соборов объясняется тем, что седьмой Вселенский Собор был признан таковым на Поместном Константинопольском Соборе в 879-880 годах, тогда как каждый из шести был утвержден Вселенским на следующем за ним. Святая Церковь этим празднованием напоминает нам, что самое главное, как сказано в праздничном Евангельском чтении, "се же есть живот вечный, да знают Тебе Единаго Истиннаго Бога и Егоже послал ecи Иисус Христа" (Ин. 17, 3). То есть истинная вера, познание истинного Бога есть сущность жизни, есть вечная жизнь. А истинная вера утверждалась Вселенскими Соборами.
Накануне вечером в Покровском храме собором духовенства было совершено Всенощное бдение, а в самый день праздника, по давнему обычаю, – ранняя и поздняя Божественные литургии.
Мысли свт. Феофана Затворника на праздничное Евангельское чтение: "Св. апостол Петр, с позволения Господня, сходит с корабля и идет по воде; потом уступает движению страха и начинает тонуть. То, что он решился на такое необычайное дело, уповая на Господа, не представляет ничего укорительного, ибо иначе Господь не позволил бы ему того; укорительно то, что он не выдержал первого строя душевного. Его исполнило воодушевленное упование на Господа, что Он все может, и это дало ему дерзновение ввериться волнам. Сделано уже несколько шагов по этому новому пути: надлежало только крепче стать в уповании, взирая на Господа, Который близ, и на опыт хождения Его силою, а он вдался в человеческие помышления: "Силен ветер, велики волны, вода не тверда", – это и расшатало и ослабило в нем крепость веры и упования. Оторвался он по этой причине от руки Господа и, оставшись преданным действию законов естества, начал тонуть. Господь укорил его: "Маловерный! Зачем ты усомнился?" – показывая, что в этом вся причина беды. Вот урок всем, которые предпринимают что-либо, великое или малое, в видах угождения Господу! Хранить первый строй веры и упования, от которых рождается великая добродетель – терпение в доброделании, служащее основой жизни богоугодной. Пока хранятся эти расположения, до тех пор воодушевление на труды в начатом пути не отходят, и препятствия, как бы велики они ни были, не замечаются. Когда же они ослабеют, тотчас наполнят душу человеческие соображения о человеческих способах к сохранению жизни и ведению начатых дел. А так как эти последние всегда оказываются бессильными, то в душу входит страх, как быть; отсюда колебания продолжать ли, а наконец и совсем возвращение вспять. Надо так: начал – держись; мысли смущающие гони, а дерзай о Господе, Который близ" (Святитель Феофан Затворник, "Мысли на каждый день года").