27 сентября Православная Церковь совершает празднество в память Воздвижения Креста Господня. Торжество это было установлено в воспоминание обретения и воздвижения Креста Христова, которое произошло при императоре Константине Великом, прекратившем гонения на христиан. Император Константин сам убедился в силе и славе крестного знамения Христова. Однажды накануне решительной битвы он и все его войско увидели на небе знамение Креста с надписью "Сим победиши". В следующую ночь императору явился сам Иисус Христос с Крестом в руке и сказал, что этим знамением он победит врага. Христос повелел императору сделать воинское знамя с изображением святого Креста. Константин исполнил повеление Божие и одержал победу. Равноапостольный царь Константин захотел найти Крест, на котором был распят Спаситель. Исполнить желание царя взялась его мать, святая равноапостольная царица Елена.
Разыскивая Животворящий Крест, царица Елена расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время ее поиски оставались безуспешными. Наконец, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать землю. Вскоре были обнаружены Гроб Господень и неподалеку от него три креста и гвозди. Чтобы узнать, на котором из трех крестов был распят Спаситель, патриарх Макарий поочередно стал подносить кресты один за другим к тяжелобольной женщине. От двух крестов не произошло никакого чуда, когда же возложили третий крест, то она тотчас исцелилась. Случилось, что в это же время несли тело для погребения. Тогда стали возлагать кресты на умершего, и когда возложили третий крест, покойный ожил. Увидев воскресшего, все убедились, что найден Животворящий Крест. От стечения множества народа не все могли видеть и целовать Крест Господень, тогда Патриарх Иерусалимский Макарий поднялся на возвышенное место и воздвигнул Крест так, чтобы народ мог его видеть. Царица Елена часть Креста Господня принесла своему сыну, а другую часть оставила в Иерусалиме. Равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме великолепный храм в честь Воскресения Христова.
Накануне вечером в Покровском храме собором духовенства было совершено Всенощное бдение с литией, в конце которого, на пении Великого славословия, из алтаря в центр храма был вынесен украшенный Крест и совершен чин воздвижения. В самый день праздника служение Божественной литургии возглавил протоиерей Николай Чепель. После литургии состоялся традиционный крестный ход вокруг храма с иконой праздника. Настоятель Покровской церкви архимандрит Василий (Карпов) в этот день сослужил Его Высокопреосвященству Архиепископу Савве в строящейся Крестовоздвиженской церкви г. Тирасполь, где Владыка Савва является настоятелем.
Мысли свт. Феофана Затворника на праздничное Евангельское чтение: "Среди Великого поста предлагается поклонению Честный Крест, чтобы воодушевить постных тружеников к терпеливому несению поднятого ими ига до конца. А в сентябре для чего это делается? Так случилось? Но у промыслительной Премудрости, все устраивающей, нет случаев. Вот это для чего: в сентябре убираются поля, по крайней мере у нас. Итак, чтоб одни из христиан в чувстве довольства не сказали: "Душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись!" – а другие от скудости не пали в духе, представляется очам всех воздвигаемый крест, напоминая первым, что опора благобытия не имение, а христианское внутреннее крестоношение, когда внешнее, по благости Божией, слагается, внушая вторым в терпении стяжать души свои, воодушевляя на то уверенностью, что со креста идут прямо в рай; посему, одни да терпят, чая, что идут углажденным путем в Царство Небесное, а другие да вкушают внешних утешений со страхом, как бы не заключить себе вход на небо" (Святитель Феофан Затворник, "Мысли на каждый день года").
|