21 августа, в Неделю 9-ю по Пятидесятнице, Православная Церковь воспоминает перенесение мощей прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких. Святые мощи первоначальников Соловецких, преподобных Зосимы и Савватия, ко времени церковного прославления угодников Божиих (1547 г.) находились в монастыре. Святые мощи преподобного Савватия были перенесены в Соловецкую обитель в 1465 году, при игумене Зосиме, из селения Сорока. Они были положены за алтарем храма Успения Пресвятой Богородицы. Преподобный Зосима, почивший в 1478 году, был похоронен за алтарем деревянного Спасо-Преображенского собора. 8 августа (21 августа нов. ст.) 1566 года святые мощи преподобных Зосимы и Савватия были перенесены во вновь построенный каменный Спасо-Преображенский собор и поставлены в приделе, освященном в их честь. Мощи преподобного Германа были перенесены в обитель в 1484 году из веси Ховроньиной на Свири и положены рядом с мощами преподобного Савватия. Церковное почитание преподобного Германа установлено в 1692 году. Святые мощи угодника Божия с 1860 года почивали под спудом в церкви, освященной во имя его. В 1862 году, по завершении строительства Свято-Троицкого собора, святые мощи преподобных Зосимы и Савватия были поставлены в серебряных раках в Зосимо-Савватиевском приделе и находились там до закрытия монастыря в 1920 году.
До 1939 года мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа оставались на Соловках в краеведческом музее, состоявшем в подчинении лагерного начальства. После ликвидации лагеря мощи Соловецких первооснователей были вывезены с острова и переданы на хранение в Центральный антирелигиозный музей в Москве, а затем в Ленинградский музей истории религии и атеизма. В июне 1990 года Соловецкие святыни были переданы Русской Православной Церкви и 16 августа 1990 года перенесены в Свято-Троицкий собор Александро-Невской Лавры. В августе 1992 года состоялось торжественное перенесение мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа в Соловецкий монастырь. В настоящее время мощи Соловецких первооснователей покоятся в надвратной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в деревянных раках, над которыми в 1997 году сооружена кипарисовая резная сень. © http://solovki-monastyr.ru/
Накануне вечером в Покровском храме собором духовенства было совершено Всенощное бдение, а в самый день праздника по давнему обычаю две Божественные литургии.
Евангельское чтение и проповедь архимандрита Василия (Карпова):
Скачать
Покровский Листок, №34 (374), 20.08.2016
Мысли свт. Феофана Затворника на праздничное Евангельское чтение: "Св. апостол Петр, с позволения Господня, сходит с корабля и идет по воде; потом уступает движению страха и начинает тонуть. То, что он решился на такое необычайное дело, уповая на Господа, не представляет ничего укорительного, ибо иначе Господь не позволил бы ему того; укорительно то, что он не выдержал первого строя душевного. Его исполнило воодушевленное упование на Господа, что Он все может, и это дало ему дерзновение ввериться волнам. Сделано уже несколько шагов по этому новому пути: надлежало только крепче стать в уповании, взирая на Господа, Который близ, и на опыт хождения Его силою, а он вдался в человеческие помышления: "силен ветер, велики волны, вода не тверда"; это и расшатало и ослабило в нем крепость веры и упования. Оторвался он по этой причине от руки Господа и, оставшись преданным действию законов естества, начал тонуть. Господь укорил его: "маловерный! зачем ты усомнился?", показывая, что в этом вся причина беды. Вот урок всем, которые предпринимают что-либо, великое или малое, в видах угождения Господу! Хранить первый строй веры и упования, от которых рождается великая добродетель – терпение в доброделании, служащее основой жизни богоугодной. Пока хранятся эти расположения, до тех пор воодушевление на труды в начатом пути не отходят, и препятствия, как бы велики они ни были, не замечаются. Когда же они ослабеют, тотчас наполнят душу человеческие соображения о человеческих способах к сохранению жизни и ведению начатых дел. А так как эти последние всегда оказываются бессильными, то в душу входит страх, как быть; отсюда колебания продолжать ли, а наконец и совсем возвращение вспять. Надо так: начал – держись; мысли смущающие гони, а дерзай о Господе, Который близ" (Святитель Феофан Затворник, "Мысли на каждый день года").
|