14 августа, в Неделю 8-ю по Пятидесятнице, Православная Церковь воспоминает Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: "По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне, износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии – Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста". В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. В "Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения", составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: "А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем". Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах ХVI века: "Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1". По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 1 августа ст. ст. (14 августа нов. ст.) совершается до или после литургии. Вместе с освящением воды совершается освящение меда (т.н. "медовый Спас"). С этого дня благословляется вкушение его нового сбора.
В этот день начинается двухнедельный Успенский пост, который по строгости приравнивают к Великому. По Уставу, в понедельник, среду и пятницу положено сухоядение (хлеб, овощи, фрукты), во вторник и четверг – горячая пища без масла, и только в субботу и воскресенье разрешается пища с растительным маслом. Рыбу в Успенский пост можно есть только один раз – на праздник Преображения Господня (19 августа по нов. ст.). Однако надо помнить, что пост телесный должно держать с рассуждением, дабы не навредить телу и душе.
Накануне вечером в Покровском храме собором духовенства было совершено Всенощное бдение, а в самый день праздника по давнему обычаю две Божественные литургии.
Евангельское чтение и проповедь архимандрита Василия (Карпова):
Скачать
Покровский Листок, №33 (373), 13.08.2016
Мысли свт. Феофана Затворника на праздничное Евангельское чтение: "Перед чудным насыщением пяти тысяч человек, ученики Господни хотели, чтобы народ был отпущен, но Господь сказал им: "Не нужно им идти, вы дайте им есть". Заучим это слово, и всякий раз как враг будет внушать нам отказать просящему, будем говорить от лица Господа: "Не нужно им идти, вы дайте им есть," – и дадим, что найдется под рукою. Много отбивает враг охоты благотворить, внушая, что просящий может быть не стоит, чтоб ему подано было, а вот же Господь не разбирал достоинства возлежащих: всех одинаково угостил, а, конечно, не все были одинаково Ему преданы; были, может быть, и такие, которые потом кричали: "Распни". Таково и общее Божие промышление о нас: "Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных" (Мф. 5, 45). Если бы Господь помог нам хоть мало-мало быть милосердыми, "как Отец наш небесный милосерд!" (Пс. 69, 6)" (Святитель Феофан Затворник, "Мысли на каждый день года").
|