15 апреля, в Неделю 2-ю по Пасхе, Православная Церковь воспоминает уверение святого апостола Фомы, почему и называют этот день еще Фоминой Неделей (Фоминым воскресеньем). Богослужение этого дня посвящено, главным образом, воспоминанию явлений Христа по Воскресении апостолам, в том числе и Фоме. Вся служба побуждает верующих пробудиться от сна греховного, обратиться к Солнцу Правды – Христу, укрепить в себе веру и вместе с апостолом Фомой искренно, радостно воскликнуть: "Господь мой и Бог мой!" С древних времен восьмой день по Пасхе, как окончание Светлой седмицы, праздновался особо, составлял как бы замену Пасхи, оттого и называется также Антипасхой, что значит "вместо Пасхи". В этот день обновляется память Воскресения Христова, потому Антипасха в древности называлась еще Неделей обновления. Церковь придает этому событию особое значение. Своим явлением апостолу Фоме воскресший Господь уверяет, что Он имел по Воскресении не мнимую, призрачную плоть, а действительно пречистую, которую воспринял от утробы Пресвятой Богородицы, с которой был пригвожден ко кресту и на которой остались от того, даже по Воскресении, раны.
Накануне вечером в Покровском храме собором духовенства было совершено Всенощное бдение, а в самый день праздника, по давнему обычаю, – две Божественные литургии.
Мысли свт. Феофана Затворника на праздничное богослужебное чтение: ""Господь мой и Бог мой!" – воззвал св. апостол Фома. Ощущаете ли с какою силою ухватился он за Господа и как крепко держит Его? Не крепче держит утопающий доску, на которой чает спасенным быть от потопления. Прибавим, что кто не имеет таким Господа для себя и себя в отношении к Господу, тот еще не верует в Господа, как следует. Мы говорим: "Господь Спаситель", – разумея, что Он Спаситель всех, а этот говорит: "Господь Спаситель мой". Кто говорит: "мой Спаситель", – тот ощущает свое спасение, исходящее от Него. Ощущению же спасения сопредельно ощущение пагубы, из которой извлек спасенного Спасающий. Чувство пагубы жизнелюбивого по природе человека, знающего, что не может он сам себя спасти, заставляет искать Спасителя. Когда обретет Его и ощутит силу спасения, от Него исходящую, хватается за Него крепко и оторваться от Него не захочет, хоть бы лишали его за то самой жизни. Такого рода события в духовной жизни христианина не воображаются только умом, а переживаются самым делом. Затем, как вера его, так и сочетание со Христом становятся крепки, как жизнь или смерть. Такой только искренно взывает: "Кто меня разлучит!"" (Святитель Феофан Затворник, "Мысли на каждый день года").
|