27 ноября, в Неделю 23-ю по Пятидесятнице, Православная Церковь чтит память святого апостола из 12-ти Филиппа. Апостол Филипп, уроженец города Вифсаиды (Галилея), был глубоким знатоком Священного Писания и, правильно разумея смысл ветхозаветных пророчеств, ожидал прихода Мессии. По призыву Спасителя (Ин. 1, 43) он пошел за Ним. Об апостоле Филиппе несколько раз говорится в Святом Евангелии: он привел ко Христу апостола Нафанаила (Ин. 1, 46); его Господь спросил, сколько нужно денег для покупки хлеба 5-ти тысячам человек (Ин. 6, 7); он привел эллинов, желавших увидеть Христа (Ин. 12, 21-22); наконец, он во время Тайной Вечери спрашивал Христа о Боге Отце (Ин. 14, 8). После Вознесения Господа апостол Филипп проповедовал Слово Божие в Галилее, сопровождая проповедь чудесами. Так, он воскресил младенца, умершего на руках у матери. Из Галилеи он направился в Грецию и проповедовал среди переселившихся туда иудеев. Некоторые из них сообщили в Иерусалим о проповеди апостола, и тогда из Иерусалима в Элладу прибыли книжники во главе с первосвященником для обвинения апостола Филиппа. Апостол Филипп обличил ложь первосвященника, говорившего, что ученики Христовы похитили и скрыли тело Господа, рассказав, как фарисеи подкупили воинов стражи, распустивших этот слух. Когда же иудейский первосвященник и его спутники стали хулить Господа и набросились на апостола Филиппа, они внезапно ослепли. По молитве апостола все прозрели, и, видя это чудо, многие уверовали во Христа. Мученическую кончину принял святой апостол в городе Иераполь Фригийский, где за проповедь о Христе был распят на кресте.
В этот же день в Русской Православной Церкви заговенье на Рождественский (Филиппов) пост, который начинается 28 ноября (нов. ст.). Вот что сказано в Типиконе о Рождественском посте: «До́лжни есмы́ в се́й Четыредеся́тнице сохраня́ти в ко́ейждо седми́це три́ дни́, постя́щеся от еле́я и вина́ – понеде́льник, сре́ду и пято́к. То́чию а́ще случи́тся вели́кий святы́й, в того́ бо па́мять разреша́ем, и твори́м за любо́вь свята́го пра́здника его́ ра́ди. В те бо дни́, а́ще во вто́рник и в четверто́к, яди́м ры́бу. В понеде́льник же, в сре́ду и в пято́к разреша́ем то́чию на еле́й и вино́, ры́бы же не яди́м, кроме́ хра́ма. А́ще ли еди́ному от си́х во оби́тели хра́м, разреша́ем на ры́бу и вино́. Введе́ние же Богоро́дицы в ки́йлибо де́нь случи́тся, а́ще в сре́ду или́ пято́к, разреша́ем и на ры́бы. Не́цыи же уста́вы от 9-го числа́ деке́мврия повелева́ют пости́тися, и на ры́бы не разреша́ти, кроме́ суббо́т, и Неде́ль, и хра́ма свята́го. От 20-го же числа́, да́же до 25-го, а́ще и суббо́та и Неде́ля случи́тся, не разреша́ем на ры́бы» (Типикон, 14 ноября, 1-е и 2-е «зри»). «Подоба́ет ве́дати, яко в пост святы́х апо́стол, и Христо́ва Рождества́, во вто́рник, и четверто́к, ры́бы не яди́м, но еле́й и вино́ то́чию. В понеде́льник, в сре́ду и пято́к ни еле́я вкуша́ем, ни вина́, но пости́мся до 9-го часа́, и яди́м в ты́я дни сухояде́ние. В суббо́ты же и Неде́ли яди́м ры́бы. А́ще случи́тся святы́й во вто́рник, или́ в четверто́к име́яй славосло́вие, яди́м ры́бу; а́ще в понеде́льник, подо́бне. А́ще среда́ и пято́к, разреша́ем на еле́й и вино́ то́чию; яди́м же еди́ною днем. А́ще ли святы́й име́яй бде́ние, в сре́ду, или́ пято́к, разреша́ем на еле́й и вино́ и ры́бу. А́ще ли случи́тся па́мять свята́го, его́же есть храм, в сре́ду, или́ пято́к, твори́м подо́бне» (Типикон, глава 33-я, «зри»).
Покровский Листок, №48 (388), 26.11.2016
Мысли свт. Феофана Затворника на праздничное Евангельское чтение: "Вопрошавшему о том, как спастись, Господь с Своей стороны дал вопрос: "В законе что написано? Как читаешь?" Этим Он показал, что за разрешением всех недоразумений надо обращаться к слову Божию. А чтоб и самих недоразумений не было, лучше всего всегда читать Божественное Писание со вниманием, рассуждением, сочувственно, с приложением к своей жизни и исполнением того, что касается мыслей – в мыслях, что касается чувств – в чувствах и расположениях, что касается дел – в делах. Внимающий слову Божию собирает светлые понятия о всем, что в нем, и что около и что выше его: выясняет свои обязательные отношения во всех случаях жизни, и святые правила, как драгоценные бисеры, нанизывает на нить совести, которая потом точно и определенно указывает, как когда поступить в угодность Господу, укрощает страсти, на которые чтение слова Божия действует всегда успокоительно. Какая бы ни волновала тебя страсть, начни читать слово Божие и страсть будет становиться все тише и тише, а наконец и совсем угомонится. Богатящийся ведением слова Божия имеет над собою столп облачный, руководивший израильтян в пустыне" (Святитель Феофан Затворник, "Мысли на каждый день года").
|