26 августа, в Неделю 13-ю по Пятидесятнице, Православная Церковь совершает память прп. Максима Исповедника. Преподобный Максим родился в Константинополе в 7 веке, в знатной и благочестивой семье. От природы он был очень умен и при этом получил хорошее образование. Видя разум и праведную жизнь Максима, царь Ираклий назначил его своим советником и секретарем. В то время возникла ересь монофелитов, которые утверждали, что у Христа, совершенного по естеству Бога и также совершенного по естеству Человека, нет человеческой воли, а только одна божественная. Этой ересью и хулой на Христа заразились очень многие люди, в том числе император. Тогда преподобный Максим оставил свою придворную должность, имение раздал нуждающимся, отрекся от всего мирского и ушел в монастырь. За добродетельную жизнь через несколько лет его сделали настоятелем. Видя, что ересь усиливается, он очень скорбел и, плача, молился Богу о победе православного учения. Наконец преподобный Максим ушел из монастыря и стал, переходя из города в город, из страны в страну, проповедовать истинную веру. Беседуя с архиереями, он давал им советы, как бороться с хитростями еретиков, а к тем, кого не мог посетить лично, писал назидательные и исполненные духовной мудрости письма. За это царь-еретик Констанс (внук Ираклия) повелел схватить преподобного и предал его неправедному суду. С этого времени начались для святого Максима годы страдания за Христа, за истинное, православное учение. Многократно его ссылали и ненадолго возвращали, держа под стражей. Льстили и уговаривали хотя бы не выступать против ереси, запугивали, возводили различные ложные обвинения и в конце концов предали на мучения и смерть. Когда же для преподобного Максима Исповедника наступил час кончины, он с веселием предал свою душу в руки Христа Бога, Которого возлюбил от юности и за Которого столько пострадал.
Накануне вечером в Покровском храме собором духовенства было совершено Всенощное бдение, а в самый день праздника, по давнему обычаю, – ранняя и поздняя Божественные литургии. После второй литургии была торжественно внесена в алтарь икона Преображения Господня по случаю отдания праздника, а также молебен об учащихся. Для тех, кто не смог попасть в этот день на молебен, будет совершен молебен об учащихся и в следующее воскресенье – 2 сентября после поздней Божественной литургии.
В сей же святый день протоиерей Николай Чепель посетил с пастырским визитом заключенных женского участка УИН-3, где в домовой церкви св. блж. Ксении Петербургской совершил Божественную литургию и обратился со словом назидания и утешения ко всем во узах томящимся в данном учреждении.
Мысли свт. Феофана Затворника на праздничное Евангельское чтение: "В притче о винограднике изображена Церковь ветхозаветная и Божие о ней попечение. Новозаветная Церковь наследовала ветхозаветную, потому и к ней может относиться притча эта, а так как каждый христианин тоже церковь Бога жива, то и к нему. Последнее для нас нужнее. Что здесь виноградник? Душа, получившая отпущение грехов, благодать возрождения, дар Святого Духа как залог наследия вечного царствия, слово Божие, св. таинства, ангела-хранителя. Кто делатели? Сознание и свобода. Они получают дары и дают обязательство возделывать их и плодоносить Господу. Кто неисправные делатели? Те, которые преимуществами христианскими хотят пользоваться и пользуются, сколько это уместно во внешнем порядке жизни, а достойных Господу плодов духовных не приносят. Кто послы от Господа? Совесть со страхом Божиим, слово Божие, учители и пастыри, которыми хочет Господь вразумить неисправимых. Нехотящие исправиться не внимают им; иные гонят их и стараются заглушить их голос; иные же доходят до того, что и против Самого Господа начинают враждовать, когда веру в Него отвергают в разных видах. Конец: злые зле погибнут..." (Святитель Феофан Затворник, "Мысли на каждый день года").
|