4 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, Русская Православная Церковь чествует Грузинскую икону Божией Матери. История этой святыни такова. В 1622 году персидский шах Аббас покорил Грузию. Многие христианские святыни были похищены и многие проданы русским купцам, бывшим в Персии. Так, Грузинская икона Божией Матери попала к некоему купцу Стефану, который благоговейно хранил ее. В то время в Ярославле купец Георгий Лыткин, по торговым делам которого Стефан был в Персии, получил во сне откровение о святыне, приобретенной Стефаном, и повеление отослать ее в Черногорский монастырь Архангельской епархии, основанный в 1603 году. Когда в 1629 году Стефан возвратился на Родину и показал икону Георгию Лыткину, тот вспомнил о своем видении и отправился в Двинские пределы в Черногорскую обитель (названа так оттого, что построена на гористом и мрачном месте, издревле называвшемся Черная гора; впоследствии обитель была переименована в Красногорскую). Там икона и прославилась чудотворениями. В 1654 году во время моровой язвы икона была принесена в Москву, и молившиеся пред ней избегали смертоносной язвы. Множество списков с иконы свидетельствуют о ее глубоком почитании. В 1658 году, по благословению Патриарха Никона, было установлено ежегодное празднование Грузинской иконе Божией Матери. Служба была составлена в 1698 году смотрителем Московской типографии Феодором Поликарповым.
Накануне вечером в Покровском храме собором духовенства было совершено Всенощное бдение с литией, а в самый день праздника по давнему обычаю две Божественные литургии. После поздней литургии было совершено молебное пение о сохранении творения Божия. Ежегодный день особой молитвы о Божием творении (первое воскресенье сентября) был установлен решением Священного Синода от 13 июля прошлого года.
Справка. Русская Православная Церковь имеет особое попечение о проповеди добросовестного отношения человека к творению Божию – окружающему миру. В конце XX - начале XXI столетий это привело к созданию целого ряда церковных документов, выражающих позицию Православной Церкви к вопросам экологии. В частности, тема экологии поднималась на заседании Архиерейского Собора 1997 года и получила развитие в документе "Основы социальной концепции Русской Православной Церкви", принятом Юбилейным Архиерейским Собором в 2000 году. В 2008 году эта тема была поднята в документе "Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека". Сохраняя приверженность общеправославным решениям, Архиерейский Собор 2013 года принял концептуальный документ "Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии". Этим документом стимулируется активность духовенства и мирян в экологической сфере. И наконец, на заседании Священного Синода от 13 июля 2015 года был установлен день особой молитвы о Божием творении.
Покровский Листок, №36 (376), 03.09.2016
Мысли свт. Феофана Затворника на праздничное Евангельское чтение: "Притчу о двух должниках Господь заключил такими словами: "Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его". Кажется, такая малость требуется: прости – и будешь прощен; а когда прощен, то и в милость принят; а когда в милость принят, то стал участником во всех сокровищах милости. Стало быть, тут и спасение, и рай, и вечное блаженство. И такое великое приобретение за такую малость, что простим!.. Да, малость, но для самолюбия нашего нет ничего тяжелее, как прощать. Ненамеренную какую-нибудь неприятность, тайно причиненную нам, так чтоб никто не видал, мы еще, пожалуй, простим; но чуть что почувствительней да при людях, хоть не проси: нет прощения. Бывают обстоятельства, что хочешь не хочешь, а высказать неудовольствия нельзя, – и молчишь: но язык-то молчит, а сердце говорит и строит злые планы. Повыссься неприятность еще на одну линию, – и удержа нет: ни стыд, ни страх, ни потери, ничто не удержит. Вскипевшая самость делает человека словно помешанным и поддавшийся ей начинает городить глупости. Такому несчастью больше всего бывает подвержены люди не какие-нибудь, а чем кто цивилизованней, тем чувствительней к оскорблениям, тем меньше прощает. Снаружи отношения иногда все еще остаются гладкими, но внутри решительный разлад. А между тем, Господь требует, чтобы прощали от всего сердца" (Святитель Феофан Затворник, "Мысли на каждый день года").
|