28 августа, в Неделю 10-ю по Пятидесятнице, Православная Церковь воспоминает событие Успения Пресвятой Богородицы. Преставление Божией Матери Православная Церковь называет успением, а не смертью, потому что обычная человеческая смерть не коснулась Богородицы. "Побеждены законы природы в Тебе, Дева Чистая, – воспевает Святая Церковь в тропаре праздника, – в рождении сохраняется девство, и со смертию сочетается жизнь: пребывая по рождении Девою и по смерти Живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твое". Она лишь уснула, чтобы в то же мгновение пробудиться для жизни вечноблаженной и после трех дней с нетленным телом вселиться в небесное нетленное жилище. После погребения Пречистой Девы апостолы еще три дня оставались у погребальной пещеры и молились. Опоздавший к погребению апостол Фома был так опечален этим, что апостолы позволили открыть вход в пещеру, чтобы он мог поклониться святым останкам. Открыв гроб, они обнаружили, что там нет тела Богородицы и, таким образом, убедились в ее чудесном телесном вознесении на Небо. Вечером того же дня собравшимся на ужин апостолам явилась Сама Матерь Божия и сказала: "Радуйтесь! Я с вами – во все дни".
Накануне вечером в Покровском храме собором духовенства было совершено Всенощное бдение с литией, а в самый день праздника по давнему обычаю две Божественные литургии. После каждой литургии священники совершали молебное пение об учащих и учащихся и благословляли отроков на начало учебного года, а также окропляли детей и взрослых освященной водой.
Евангельское чтение и проповедь архимандрита Василия (Карпова):
Скачать
Покровский Листок, №35 (375), 27.08.2016
Мысли свт. Феофана Затворника на праздничное Евангельское чтение: ""Мария же избрала благую часть" (Лк. 10, 42). Успение Божией Матери представляет благий конец сего избрания. Сам Спаситель в успении Ее принял в руки Свои Ее душу. Того же сподоблялись и многие святые; то же встречают, в разных видах и степенях, и все избиратели благой части. В час избрания упованием только прозревается этот конец, а в некоторой степени даже предощущается; но потом труды, борения и себя принуждения следуют одни за другими и мрачат избранный путь. Путеводною звездою остается благий конец благой части. Это то же, что вдали светящийся огонек для путника, застигнутого темнотою. Упование – возбудитель энергии и поддержатель терпения и постоянства в начатом, а само оно крепко верою. По вере избирают, упованием бывают твердыми в избрании, а терпением достигают благого конца" (Святитель Феофан Затворник, "Мысли на каждый день года").
|