19 июня, на 50-й день после Святой Пасхи (отсюда и название "Пятидесятница"), Православная Церковь празднует День Святой Троицы. В этот день на апостолов, молившихся в Сионской горнице, по обетованию Спасителя сошел Дух Святой в виде огненных языков, в знак того, что Он дал апостолам способность и силу для проповеди Христова учения всем народам; сошел же в виде огня в знак того, что имеет силу опалять грехи и очищать, освящать и согревать души. В Иерусалиме в это время было много евреев, пришедших из разных стран на праздник. Апостолы вышли к ним и стали проповедовать на их родных языках воскресшего Христа. Проповедь так подействовала на слушавших ее, что многие уверовали и стали спрашивать: "Что же нам делать?" Петр ответил им: "Покайтесь и креститесь во имя Иисуса Христа для прощения грехов, тогда и вы получите дар Святого Духа".
Накануне вечером в Покровском храме собором духовенства было совершено Всенощное бдение с литией. В сам день праздника по благочестивому обычаю были отслужены две Божественные литургии. После поздней было совершено последование Великой вечерни с чтением трех молитв свт. Василия Великого с коленопреклонением (колени преклоняются в этот день впервые после Пасхи). Священники нашего храма, как принято, читали их в царских вратах на коленях, лицом к народу. В первой молитве, возносимой Богу Отцу, верующие исповедуют свои грехи, испрашивают прощения их и благодатной небесной помощи против козней врага рода человеческого. Во второй молитве верующие просят дарования им Духа Святого, наставляющего и укрепляющего их в соблюдении заповедей Божиих для достижения блаженной жизни. И наконец, в третьей молитве, обращенной к Сыну Божию, исполнившему "икономию" (домостроительство) спасения человеческого рода, Церковь молится об упокоении усопших отцев и братий наших.
Евангельское чтение и проповедь архимандрита Василия (Карпова):
Скачать
Покровский Листок, №25 (365), 18.06.2016
Мысли свт. Феофана Затворника на праздничное Евангельское чтение: "Совершилась икономия нашего спасения! Действия всех Лиц Пресвятой Троицы в сем деле отныне вступили в силу. Чему быть благоволил Бог-Отец, что исполнил в Себе Сын Божий, то присвоить верующим снисшел ныне Дух Святый. Ибо спасение наше "по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровью Иисуса Христа" (1 Пет. 1, 2). Того ради и "крещаемся во имя Отца и Сына и Святого Духа", обязуясь "соблюдать все, что Я повелел вам" (Мф. 28, 19-20). Не исповедующие Пресвятой Троицы не могут иметь части в спасительных действиях Лиц Ее и, следовательно, получить спасение. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице единосущной и нераздельной, предавшей нам исповедание о Себе! "Отче Вседержителю, Слове и Душе, треми соединяемое во Ипостасех естество пресущественно, и пребожественно, в Тебя крестились, и Тебя благословим во все веки"" (Святитель Феофан Затворник, "Мысли на каждый день года").
|