Воскресенье, 30.04.2017, 07:00

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | История Покровской церкви г. Тирасполь | Регистрация | Вход

История Покровской церкви г. Тирасполь


Благовещенская церковьЗа последние годы тираспольчане привыкли, что приднестровская столица празднует свой день рождения 14 октября. Символично, что торжества приходятся именно на Покров Пресвятой Богородицы. Праздник этот издавна является одним из самых любимых в нашем православном народе. И в России, и на Украине храмы, освященные в честь Покрова Пресвятой Богородицы, встречались достаточно часто. В нашем крае до революции действовало около 10 Покровских церквей, одна из которых украшала центр Тирасполя. Более столетия – с 1798 по 1931 годы – история города и вся жизнь тираспольчан были теснейшим образом связаны с историей и жизнью Покровской церкви. Ее именем была названа и главная улица города.

Вспомним, с чего начиналась история храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Земли на левом берегу Днестра, присоединенные к Российской империи в последнем десятилетии XVIII века, понемногу начали обустраиваться. Появлялись новые поселения, а в них неизменно строились церкви. Православные жители края особенно остро осознавали: им, поселившимся на пограничных землях, как никому другому, необходимо, в первую очередь, уповать на помощь и заступление Всевышнего, на покровительство Божией Матери, и лишь потом расчитывать на собственные силы.

А.В. СуворовКогда в 1792 году А.В. Суворов, по Высочайшему повелению императрицы Екатерины II, заложил на месте бывшего казачьего поселения Суклея крепость Срединную, одновременно с ее возведением в будущем Тирасполе стали строить и храмы. Вначале, еще в 1792 году, была построена Никольская церковь. С 1795 года, когда форштадт при Срединной крепости стал именоваться уездным городом Тирасполь, его население начало быстро увеличиваться. Возникла необходимость в возведении еще одного храма.

В декабре 1798 года Его Высокопреосвященство Гавриил (Бонулеску-Бодони), митрополит Новороссийский и Днепровский, дал разрешение на строительство в Тирасполе единоверческой церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы. 10 декабря 1798 года Тираспольское духовное правление получило соответствующий указ Новороссийской духовной консистории. Он был послан на имя священника Артемия Телятникова, с поручением заложить храм.

Вначале Покровская церковь была деревянной, на каменном фундаменте, крытой камышом. Находилась она в центре города и просуществовала в первоначальном виде до 1816 года. Немного раньше, в 1813 году, была заложена новая каменная церковь рядом со старой. Благословение на ее строительство было получено от архиепископа Иова (Потемкина).

Покровская церковьНовая Покровская церковь была построена тираспольским купцом 2-й гильдии Иваном Растригиным на собственные деньги. В храме находился антиминс, выданный при освящении деревянной церкви митрополитом Гавриилом. Кроме того, имелся и древний антиминс, освященный еще в 1600 году и переданный Киевским митрополитом Иосифом (Нелюбовичем-Тукальским). В Покровской церкви хранились такие реликвии, как Евангелия, напечатанные в Москве при Патриархе Филарете (1619-1633), в 1658 году при Патриархе Никоне (1652-1681), во Львове в 1665 году, а также богослужебные книги, изданные в начале XVIII века.

В начале XIX века в нашем крае стали открываться церковноприходские школы. С 1812 года школа грамоты действовала и при Покровской церкви.

К сожалению, пока мы не располагаем сведениями о том, кто из священников служил в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы на протяжении почти всего XIX века. Известны только имена и фамилии духовенства, окормлявшего паству в последние два десятилетия XIX века и в первые два десятилетия XX-го. Одним из них был о. Афанасий Телятников (возможно, состоявший в родстве с первым настоятелем храма). Сразу четверо служителей Покровской церкви происходили из рода Коробкиных – священник Ермил, псаломщики и позднее диаконы Димитрий и Петр, псаломщик Иоанн. Примерно с 1904 года несколько лет в клире храма состоял священник Илия Серокуров. Был хорошо известен в Тирасполе и пользовался большим уважением горожан о. Иоанн Кирица, происходивший из священнической семьи. В начале XX века в Покровской церкви служили псаломщиками три представителя семьи Анпилоговых – Григорий, Фома и Константин. В годы Первой мировой войны прихожан окормляли о. Иосиф Егоров и о. Иоанн Кожевников.

Конечно, до закрытия Покровской церкви в ней наверняка служили и другие священники, диаконы, псаломщики. Но, к сожалению, не сохранились документы, которые помогли бы восстановить их имена.

…С приходом советской власти в Приднестровье, как и по всей территории России и Украины, повсеместно стали закрываться православные храмы. Из пяти церквей, действовавших в Тирасполе до революции, в 20-е годы было закрыто сразу три – Андреевская (крепостная), Троицкая (56-го Житомирского полка) и в честь св. Стефана (22-го Астраханского полка). Лишь Никольский собор и Покровская церковь действовали до начала 30-х годов. Однако потом поднялась новая волна гонений на Православие. В конце марта 1931 года руководством МАССР было принято решение о сносе Покровской церкви. Ее начали разрушать весной 1932 года. Долго не удавалось сбросить колокола. Тогда их решили подорвать прямо на колокольне. Колокола упали, но не раскололись.

Окончательно Покровский храм был уничтожен в 1934 году – взорван, по-видимому, для того чтобы не мешал строить новую жизнь. На его месте был возведен летний театр. Это было типично для советской власти – в храмах и монастырях или на месте, где они располагались до революции, устраивать «очаги культуры». Таким образом большевики старались внедрить в сознание людей мысль, что Православие – это мракобесие, тысячелетняя православная культура – реакционна и полностью исчерпала себя, а подлинную культуру несет лишь советская власть…

К сожалению, достоверно нельзя сказать, что стало с духовенством, служившим в Покровской церкви перед ее закрытием. Был ли «репрессирован» только храм или пострадали также и его служители – в настоящий момент неизвестно. Удалось частично восстановить сведения о судьбе одного из представителей священнического рода Коробкиных – о. Петра. После того как в начале XX века он служил в Покровской церкви, в дальнейшем, по-видимому, его перевели на другой приход Херсонской епархии, в состав которой на тот момент входили приходы юга Приднестровья.

Далее, по воспоминаниям А.К. Савченко, внучатой племянницы о. Петра, он вновь долгое время служил в Покровской церкви, до самого ее закрытия. Это был веселый и очень добрый человек, которого любили все. Не имея своей семьи, он много помогал своим родственникам.

Аза Константиновна вспоминает, что после закрытия церкви о. Петр долго был не у дел. Но однажды его вызвали к себе городские власти и предложили работу – выступать в прессе против религии и возглавить местное общество «Безбожник». Отец Петр отказался, и через несколько дней его арестовали. О дальнейшей его судьбе родственникам до сих пор ничего не известно.

Перед арестом о. Петр успел передать матери Азы Константиновны церковную книгу в серебряном окладе и сказал, что в критический момент она сможет сдать серебро в «Торгсин». В 1932 году, когда был страшный голод, многодетная семья Азы Константиновны выжила во многом благодаря этому серебру, за которое было получено полмешка ячневой крупы.

…Прошло несколько десятков лет. В Тирасполе долгое время не было ни одной действующей церкви. Но вот, в мае 1977 года вышел Указ Верховного Совета СССР о религиозных объединениях. Он возродил в сердцах людей надежду на то, что теперь можно будет создавать религиозные общины и получать в пользование молитвенные здания.

Инициативное религиозное общество было образовано и в Тирасполе. Далее его полагалось зарегистрировать в горисполкоме. Однако там членам организации заявили, что зарегистрировать их не представляется возможным, т.к. община не имеет молитвенного здания, ее некуда приписать. При этом, естественно, община не могла получить в пользование никакого здания, т.к. ... не была зарегистрирована.

Верующие направляли жалобы в самые разные инстанции, ходили на прием в «высокие кабинеты», но разорвать порочный круг не удавалось. Им неизменно отказывали в регистрации под разными надуманными предлогами. При этом тогда же свободно регистрировались некоторые секты.

Десять лет инициативная группа верующих во главе с Георгием Георгиевичем Кудрявченко (ныне покойным) «стучала во все двери». В 1987 году собранные документы были переданы Марии Тимофеевне Максименко и ее мужу.

Посовещавшись, члены религиозной общины решили в очередной раз отправить письмо в Москву. Сколько уже было таких писем! М. Горбачеву, А. Громыко, в Прокуратуру СССР, в редакцию журнала «Человек и закон», в газету «Московские новости», в Совет Министров МССР, в Московскую Патриархию…

В очередной раз были подготовлены необходимые документы и сданы в Тираспольский горисполком. Однако его секретарь В.Г. Болфа тормозил движение документов, при этом бессовестно обманывая верующих. Видя, что в Тирасполе правды им не найти, М.Т. Максименко и А.Я. Кудрявченко едут к тогдашнему зам. председателя Совета Министров МССР С.М. Платону. Тот отнесся к женщинам с сочувствием и дал хороший совет, как можно уличить во лжи тираспольского чиновника.

Совет оказался очень действенным. В.Г. Болфа принес извинения, и 17 декабря 1988 года православную общину Тирасполя наконец-то зарегистрировали. Начало было положено, и следом получили регистрацию общины еще нескольких городов и сел Приднестровья.

Но регистрация – это только часть дела. Далее нужно было «выбивать» молитвенное здание. И вновь – тупик. Городские власти «стояли насмерть» в своем нежелании предоставить в пользование православной общине хоть какое-то помещение.

В декабре 1988 года митрополит Кишиневский и Молдавский Серапион направляет в Тирасполь митрофорного протоиерея Михаила Шевчука. Все дальнейшие мытарства претерпевал уже о. Михаил, обивая пороги чиновничьих кабинетов и собирая необходимые документы.

Наконец, в 1989 году городские власти выделили место для строительства. Но и тут они остались верны себе: участок для будущей церкви располагался возле одной из исправительно-трудовых колоний, да еще и в низине.

Поскольку выбора не имелось, верующие были рады и этому. Архитектор А.Н. Черданцев предоставил проект храма, а строить его начали всем миром, сразу после Пасхи. Помогали в благом деле практически все предприятия и организации города.

В то время, когда церковь только возводилась, в одном из частных домов, расположенных по соседству, о. Михаил совершал богослужения и церковные таинства.

26 ноября 1993 года, в день памяти свт. Иоанна Златоуста, был освящен нижний храм Покровской церкви, а 13 октября 1998 года состоялось освящение престола верхнего храма. Чин освящения совершили архиепископ Костромской и Галичский Александр и епископ Дубоссарский Юстиниан в сослужении духовенства.

На следующий день, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, в Покровской церкви отслужил Божественную литургию митрополит Кишиневский и всея Молдавии Владимир.

В канун третьего тысячелетия Тирасполь вновь обрел центр духовной жизни. Покровская церковь несколько лет была, по сути, главным храмом приднестровской столицы и всего Дубоссарского викариатства. При ней также размещалось и церковное административное управление – вплоть до того времени, когда был возведен в центре города православный центр, включающий, в том числе, и здание епархиального управления.

После преобразования Дубоссарского викариатства в Тираспольско-Дубоссарскую епархию и строительства кафедрального Христо-Рождественского собора значение Покровского храма в церковной жизни несколько уменьшилось. Но он по-прежнему любим тираспольчанами и никогда не пустует. Уже выросло новое поколение столичных жителей, чьи отцы и матери венчались в Покровской церкви, а потом крестили там своих детей.

В Обращении Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к жителям г. Тирасполь по случаю 200-летия Покровского храма говорилось: «Надеюсь, что православные люди Приднестровья, обретя свободу и силу духа, благодаря общим усилиям, помощи государственной власти, широкого круга благотворителей, смогут и в дальнейшем с честью и достоинством проходить земное поприще во славу Божию, на благо Церкви и Отечества.

Всемощный и благодатный Покров Царицы Небесной – Защитницы и Покровительницы нашей Церкви и народа – да пребывает над всеми вами!»

(При подготовке статьи использованы материалы газеты «Православное Приднестровье» за 1998 г., книга В. Полушина «Тирасполь на грани столетий», документы ЦГА ПМР, воспоминания А.К. Савченко.)

М. АРТЁМОВА

Календарь





Баннеры









Яндекс.Метрика