31 декабря, в Неделю 30-ю по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, Православная Церковь совершает память святых отец. Два последних воскресенья перед Рождеством Христовым называются Неделя святых праотец и Неделя святых отец. Святые праотцы и отцы – это ветхозаветные родственники Господа нашего Иисуса Христа по плоти, начиная со святых праотцев Адама и Евы, Авеля, Сифа, Еноха, Ноя, его сыновей, святого патриарха Авраама и т. д. вплоть до славного Рождества Христова. Мы почитаем всех ветхозаветных праведников, включая тех, которые стали предками Спасителя по плоти, за то что эти люди горели, как свечи Божьи во тьме языческой, и жили упованием на пришествие Мессии и освобождение человечества от рабства диаволу, греху и смерти. Они жили этой надеждой, ведомые ею как неким внутренним сердечным лучом, который рассекал мрак языческих религий и дарил им предвосхищение-предощущение Христа, радость богообщения, Царствие Небесное и предвкушение рая, куда не вступала нога человека много тысяч лет, но куда обязательно откроются врата, потому что в мир придет Тот, Кого эти праотцы и отцы любили больше всего, любили больше жизни и готовы были ради Него на все – даже на смерть; придет в мир Господь наш Иисус Христос и спасет их. Именно поэтому в последнее воскресение перед Рождеством Христовым в Неделю святых отец на Литургии читается Первое зачало первого по порядку Евангелия от Матфея, где перечисляется родословная Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. С одной стороны, это установлено Церковью для того, чтобы мы знали и интересовались житиями этих ветхозаветных праведников, находя в них очень много увлекательного и еще более поучительного. С другой – данное установление свидетельство того, что Христос – это реальная историческая Личность, и не просто, но Бог, воплотившийся в человеческую природу, ставший реальным Человеком, Подъявшим наши грехи, исцеливший нас Своим искупительным подвигом и Вознесший человеческую природу одесную Бога Отца.
Накануне вечером в Покровском храме собором духовенства было совершено Всенощное бдение, а в сам воскресный день, по давнему обычаю, – ранняя и поздняя Божественные литургии.
|