Главная » 2014 » Март » 9 » Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия
19:57
Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия
9 марта Православная Церковь торжественно отмечает первую Неделю (воскресенье) Великого поста. В этот день совершается Торжество Православия. Оно было установлено в Греции в IX веке, в память окончательной победы над врагами православия – иконоборцами. Учение о почитании икон, основанное на Священном Писании и утвержденное
обычаем первых христиан, до VIII века оставалось неприкосновенным. Но
иконоборческая ересь, появившаяся в самой Греции, распространилась по
многим странам. Церковь Божия подверглась гонению, большему чем от
язычников. Более ста лет лились слезы и невинная кровь истинно
православных, которые боролись за право изображать на иконах Господа нашего Иисуса Христа, Божию Матерь и святых, а также молиться им перед
иконами. Этих православных заключали в темницы, подвергали мучениям и
казням. Честные иконы и мощи святых сжигались. После VII Вселенского Собора (787 г.), закрепившего почитание икон,
наступило ослабление гонений, но только в середине IX века были
освобождены из темниц и заточения иконопочитатели и возвращены на
прежние должности, а иконоборцам предложено было или оставить свое
заблуждение, или прекратить церковное служение. Христолюбивая царица
Феодора объявила: «Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой
Его Матери и всех святых, да будет проклят!» Избранный Патриархом Константинопольским Мефодий установил тогда же
особое праздничное богослужение. Православие было торжественно
восстановлено на службе в Софийском соборе в Константинополе в первое
воскресенье Великого поста, которое пришлось в 843 году на 19 февраля. Так
появилось празднование и особый чин, называемый Торжество Православия. В
XII и XIV веках эта служба была значительно дополнена за счет включения
других текстов, изображающих главные догматы христианства.
Накануне вечером в
Покровском храме собором духовенства было совершено Всенощное бдение, а в
самый день праздника по установившемуся обычаю две Божественные
литургии. Служение ранней возглавил настоятель архимандрит Василий
(Карпов), которому сослужили протоиерей Михаил Карпов, протоиерей
Владимир Мартынов, протодиакон Сергий Вербицкий и диакон Георгий Кичка. Позднюю литургию
совершил протоиерей Николай Чепель в сослужении иерея Владимира Хлань,
иеродиакона Давида (Дьяченко) и диакона Андрея
Кудры.
После поздней литургии в нашем храме был совершен Чин Торжества Православия. Под благолепное пение хора диаконами возносились моления об упокоении душ православных Патриархов, Архиереев, иереев и мирян, о здравии глав Поместных Православных Церквей, о стране и воинстве нашем и всех православных христианах. В особой молитве священник просил Господа о даровании мира Православной Церкви, укреплении в правоверии, просвещении заблудших, об умножении ревности в пастырях о спасении и обращении заблуждающихся. Завершился Чин пением гимна святого Амвросия Медиоланского "Тебе, Бога, хвалим..."
Мысли свт. Феофана
Затворника в Неделю Торжества Православия: «Православие. Не забудь правого слова, которое сказал ты Богу,
возобновляя с Ним завет, нарушенный с твоей стороны не добросовестно.
Припомни, как и почему нарушил и старайся избежать новой неверности. Не
слово красное славно, – славна верность. Не славно ли быть в завете с
царем? Сколько же славнее быть в завете с Царем царей! Но слава эта
обратится в посрамление тебе, если не будешь верен завету. От начала
мира сколько прославлено великих людей! И все они прославлены за
верность, в которой устояли, несмотря на великие беды и скорби из-за
такой верности: испытали поругания и побои, а также узы и темницу. Были
побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча,
скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби,
озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и
горам, по пещерам и ущельям земли... посему и мы, имея вокруг себя
такое облако свидетелей, с терпением будем проходить предлежащее нам
поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса (Евр. 11, 36-38; 12, 1-2)» (Святитель Феофан Затворник,
«Мысли на каждый день года»).