27 сентября, в день великого двунадесятого праздника Воздвижения Креста Господня, служение Божественной Литургии в Покровском храме возглавил настоятель архимандрит Василий (Карпов), которому сослужили митрофорный протоиерей Николай Чепель, протоиерей Михаил Карпов, протоиерей Владимир Мартынов, иерей Владимир Хлань, протодиакон Сергий Вербицкий, диакон Юлиан Лунгу и иеродиакон Давид (Дьяченко). Накануне вечером было совершено Всенощное бдение с литией, в конце которого был совершен Чин воздвижения Животворящего Креста.
Первоначально этот праздник установлен Церковью в воспоминание обретения Креста Господня в IV веке. В VII веке с воспоминанием обретения Креста Господня было соединено другое воспоминание – о возвращении Древа Животворящего Креста Господня из Персидского плена. Животворящий Крест, вынесенный в праздник Воздвижения, лежит в храме на аналое до дня отдания праздника. В день отдания Воздвижения (4 октября) после отпуста Литургии священник совершает вокруг аналоя с Крестом каждение и при пении тропаря и кондака вносит Крест в алтарь, полагая его на святом престоле.
Мысли свт. Феофана Затворника на евангельское чтение в день Воздвижения Креста Господня: «Среди Великого поста предлагается поклонению Честный Крест, чтобы воодушевить постных тружеников к терпеливому несению поднятого ими ига до конца; а в сентябре для чего это делается? Так случилось? Но у промыслительной Премудрости, все устраивающей, нет случаев. Вот это для чего: в сентябре убираются с поля, по крайней мере у нас. Итак, чтоб одни из христиан в чувстве довольства не сказали: "душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись!", а другие от скудости не пали в духе, представляется очам всех воздвигаемый крест, напоминая первым, что опора благобытия не имение, а христианское внутреннее крестоношение, когда внешнее, по благости Божией, слагается, внушая вторым в терпении стяжать души свои, воодушевляя на то уверенностью, что со креста идут прямо в рай; посему, одни да терпят, чая, что идут углажденным путем в Царство Небесное, а другие да вкушают внешних утешений со страхом, как бы не заключить себе вход на небо» (Святитель Феофан Затворник, «Мысли на каждый день года»).
--------
|